Профориентация

Образовательные площадки в рамках II Открытой Декады технологического образования «От теории к практике»

В рамках II Открытой Декады технологического образования «От теории к практике» 08.02.2018 года обучающиеся школ города, и, в том числе, ученики МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ»  приняли участие в работе образовательных площадок «Проволочный дизайн», «Занимательная электротехника», «Робототехника». Курирует организацию и проведение мероприятий учитель МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» Корнилова Людмила Александровна.

Занятие «Проволочный дизайн», которое прошло на базе МАОУ СОШ № 28,  отличалось высокой информационной насыщенностью, современными подходами к организации практической деятельности обучающихся, наличием рефлексивного этапа. Школьники узнали о видах металлов, их свойствах, определяли цвет, мягкость, толщину образцов проволоки.  Полученная информация оказалась необходимой при выборе проволоки для изготовления дизайнерского проволочного сердечка. Учащиеся познакомились с приемами плетения плоскостных фигур на основе, затем декорировали свои изделия бусинами и бисером. Все работы получились яркими и необычными, школьники остались довольны.  

В МАОУ СОШ № 14 прошел мастер-класс «Занимательная электротехника». Занятие проводилось в группах, использовались компьютерная презентация, табличный материал, провода и электрооборудование. Школьники активно включились в обсуждение вопросов электротехники: источники электроэнергии, необходимые материалы и инструменты, виды проводов, токопроводящая жила и изоляция, составляющие электрической цепи, условные обозначения, последовательное и параллельное соединения, правила безопасности при проведении электротехнических работ.

Учащиеся познакомились с устройством штепсельной вилки и патрона, освоили приемы зачистки и соединения проводов, научились изолировать оголенные участки провода. Проектируя свою гирлянду, обучающиеся выбрали последовательное соединение элементов в цепи, начертили схему, смонтировали гирлянду, провели испытание.

Рефлексия показала высокую степень заинтересованности электротехническими работами, осознание необходимости полученных умений и знаний в повседневной жизни.

 Обучающиеся 8 класса МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» стали участниками образовательной площадки «Мир роботов», которая прошла на базе МАОУ «СОШ с УИОП № 3». На занятии по робототехнике школьники погрузились в мир высоких технологий, познакомились с принципами работы программированных устройств. Базовая школа предоставила конструкторы LEGO EDUCATION для каждой пары-тройки участников. Используя инструкционную карту, восьмиклассники собрали простейших роботов, установили различные датчики (оптические, звуковые, тактильные). Занятие завершилось демонстрацией роботов с различными программами: роботы реагировали на звук (хлопок) и обходили препятствия после столкновения.

Образовательные цели достигнуты: обучающиеся МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» познакомились с LEGO-конструкторами по робототехнике, самостоятельно прошли все этапы сборки робота, научились простейшему программированию подобных устройств. 

 

Ярмарка учебных мест

7 декабря 2017г в Центре занятости населения г. Березникипрошла, ставшая традиционной, Ярмарка учебных мест для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных организаций города. Для участников Ярмарки работали площадки учебных заведений среднего и высшего профессионального образования г. Березники, г.Соликамска, г.Перми.

Для тех ребят, кто еще не определился с выбором будущей профессии, было организовано компьютерное тестирование. Квалифицированную помощь профконсультантов получили 489 школьников, в том числе обучающиеся 10-х классов МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ».

На стенде «Служба занятости – выпускникам» была представлена информация, очень необходимая и полезная для выпускников: о стратегии выбора профессии, а также о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда в г.Березники, в Пермском крае. 
Каждый учащийся 10го класса получил на ярмарке набор необходимых информационных буклетов для дальнейшей проработки информации и построения своей профессиональной образовательной траектории.

  Предпрофессиональные пробы 

25.04.2017 года обучающиеся 10А и 10Б классов под руководством учителя технологии Корниловой Людмилы Александровны посетили ГБ ПОУ «Березниковский техникум профессиональных технологий», где для них провели экскурсию по образовательному учреждению. Будущие выпускники МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ»  познакомились с условиями приема в профессиональное учреждение, содержанием профессий техникума, прошли профессиональные пробы по профессиям «Повар, кондитер», «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию», «Продавец, контролер-кассир».

Профессиональные пробы  

В III четверти обучающиеся 10-х классов МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» продолжили ознакомление с профессиональными образовательными учреждениями города. 28 февраля 2017 года и 14 марта 2017 года Березниковский строительный техникум (БСТ) гостеприимно открыл двери для своих потенциальных абитуриентов, пригласив на экскурсию в главный и производственный корпуса. Здесь располагается отделение подготовки специалистов среднего звена. Ребята получили подробную информацию о структуре профессионального учебного заведения, профессиях и специальностях, получаемых в стенах БСТ, сроках и условиях обучения. Обучающиеся нашего общеобразовательного учреждения познакомились с материальным оснащением учебных кабинетов и мастерских, заглянули в актовый, спортивный и тренажерный залы. Преподаватели техникума кратко представили свои предметные области, условия обучения, перспективы развития студентов. По окончании экскурсии был показан фильм о строительном техникуме, его выпускниках и их профессиональных достижениях.

Следующий этап ознакомления с Березниковским строительным техникумом проходил в отделении по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, где были представлены профессии отделения ПКРС, сроки и условия обучения.     

Ребятам предложили погрузиться в профессиональное пространство столярно-плотницких работ. С помощью компьютерной презентации подростки познакомились с историей профессии столяра. В столярных мастерских ребятам были продемонстрированы рабочие места и профессиональное оборудование будущих мастеров столярно-плотницких работ.

Каждому участнику было предоставлено отдельное рабочее место, деревянные заготовки с выполненной заранее разметкой, ручные инструменты. Перед практической работой был проведен инструктаж по технике безопасности, продемонстрированы приемы обработки дерева, разобрана последовательность изготовления деревянной лопатки. В процессе работы участники профпроб получали консультации мастера производственного обучения Осокиной Татьяны Григорьевны, вместе с ней проводили работы на сверлильном станке и шлифовальной машине. В итоге все участники профпроб справились с поставленной задачей.

        

 

Профессиональные пробы 

С целью ознакомления с ГБПОУ «Березниковский техникум профессиональных технологий» 14 февраля 2017 года для обучающихся 10А и 10Б классов МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» проведена экскурсия, в рамках которой ребята познакомились с мастерскими и лабораториями, промышленным оборудованием. Старшеклассники были информированы о предстоящей летней компании по набору абитуриентов, сроках и условиях обучения.

Профессиональные пробы, организованные БТПТ, носили групповой и индивидуальный характер. Обучающиеся, выбравшие профессию «Продавец, контролер-кассир», познакомились с программно-кассовым оборудованием, попробовали себя в качестве продавца: взвешивали продукты питания, пробивали чековые документы, в рамках учебной ситуации попытались правильно выстроить общение с покупателями. Профессиональная проба по профессии «Продавец, контролер-кассир» включала мастер-класс по оформлению подарков. Обучающимся были продемонстрированы приемы сворачивания полотенец, декорирования подарков лентами и цветами. Каждый участник проб был обеспечен необходимыми материалами для самостоятельного выполнения практической работы. Профессиональная проба по профессии «Повар, кондитер» была выбрана большинством школьников. В рамках этой встречи обучающиеся получили углубленную информацию о профессии: условиях теоретического обучения и организации практических работ, о проведении учебной практики на предприятиях общественного питания города и дальнейшем трудоустройстве выпускников техникума. Обучающимся 10-х классов школы №4 было предложено приготовить фруктовый десерт со взбитыми сливками. У каждого участника было оборудовано рабочее место, предоставлены необходимые продукты. Мастера производственного обучения ГБПОУ БТПТ демонстрировали приемы нарезки фруктов и оформления десерта. Кроме того, обучающимся было предложено красиво подать приготовленный десерт. Школьники учились складывать салфетки, формировать цветочные лепестки, укладывать столовые приборы. Профессиональная проба по профессии «Парикмахер» проводилась индивидуально. Участнику профпробы было предоставлено профессиональное рабочее место парикмахера, манекен и предложено выполнить современные элементы прически на длинных волосах (косы, жгуты).

  

 

 

Мероприятие по робототехнике

 

15 февраля 2017 года в рамках открытой декады технологического образования обучающимся, увлеченным современными технологиями и проявляющим технические способности, была предоставлена возможность познакомиться с основами робототехники на базе образовательной площадки «Мир роботов» (МАОУ СОШ №14). Посетили площадку и ученики 9А и 9Б классов МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ». Ребята познакомились с историей развития робототехники, основными составляющими конструктора «LEGO MINDSTORMS Education NXT». Практическая работа была организована в небольших группах ребят. К каждой паре участников был прикреплен инструктор из обучающихся СОШ №14. Используя инструкцию по созданию простейшего робота, ребята поэтапно собирали роботов, затем испытали их в работе. Таким образом, самые успешные в техническом развитии обучающиеся школы №4 смогли познакомиться с новой быстро развивающейся технологией – робототехникой, попробовали работать с деталями конструктора, программировать робота. Отзывы обучающихся носили позитивный характер. 

  

Конкурс-игра «Профи-квест» 

08 февраля 2017 года ученики МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» под руководством педагога Корниловой Л.А. стали активными участниками профориентационной игры «Профи-квест». Ребята познакомились с работой одного из основных градообразующих предприятий, с историей корпорации «ЕвроХим», основными профессиями, их содержанием, оборудованием. 

Квест–игра состояла из пяти этапов: «Технологическая», «Электрическая», «Горняцкая», «Механическая», «Маркшейдерская». Проходя по этапам конкурса, школьники выполняли практические задания, отвечали на вопросы по безопасности труда, знакомились со специальным оборудованием, разгадывали кроссворд. В рамках мероприятия ребята получили необходимую информацию о целевом обучении на профессии сферы «Человек-техника» и возможностях карьерного роста на предприятии ООО «ЕвроХим – Усольский калийный комбинат». 

Команда школы была активна, уверенно отвечала на поставленные вопросы, отстаивала свои позиции в спорных вопросах. Мероприятие способствовало социализации детей с ОВЗ, формированию объективной самооценки своих возможностей.

 

     

Ярмарка учебных мест 

Традиционная Ярмарка учебных мест для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных школ города прошла в Культурно-деловом центре. Ученики 10 классов МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» получили возможность посмотреть творческие студенческие презентации профессиональных учебных заведений. Ребята побывали на рабочих площадках ярмарки, где наглядно увидели работы сварщиков, слесарей, плотников, химиков-лаборантов, модельеров. 

Для большинства обучающихся целью посещения ярмарки стал обзор   профессиональных учебных заведений города и определение для себя приоритетных направлений профессиональной деятельности. Учащиеся, определившиеся с будущей профессией, получили консультации специалистов по вопросам поступления в конкретное учебное заведение, познакомились с условиями обучения и возможностями дальнейшего трудоустройства.  

Каждый учащийся десятого класса получил на ярмарке набор необходимых информационных буклетов для дальнейшей проработки информации и построения своей профессиональной образовательной траектории. 

      

 

Профориентационная работа с обучающимися

 2016-2017 учебный год

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о характеристиках профессий. Главные задачи деятельности по профориентации обучающихся:

-        сформировать положительное отношение к труду;

-        научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-        научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;

-        научить анализировать свои возможности и способности.

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

-        профессиональная информация,

-        профессиональное воспитание,

-        профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся: познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде. Немаловажная роль для решения задач профориентации принадлежит таким мероприятиям как экскурсии на предприятия, знакомство с представителями различных профессий.

04 октября 2016 года обучающиеся 10 «Б» класса под руководством классного руководителя Корниловой Л.А. посетили музей ПАО «Уралкалий». Цель мероприятия - ознакомление с историей зарождения и развития калийного производства, с его основными профессиями и специальностями. Экскурсия носила обзорный характер, включала вопросы зарождения калийных солей и минералов, истории зарождения производства и развития корпорации, условия быта жителей города в разные эпохи. Ребят ознакомили с экспозицией по развитию электронной техники, макетами горного оборудования, предметами и оружием военного времени. Учащимся обзорно были представлены основные профессии калийного производства. Ребят заинтересовали интерактивные игры-путешествия, которые помогали им самостоятельно найти музейную информацию. 

06 октября 2016 года обучающиеся 7-9 классов посетили типографию «Купца Тарасова». Во время  экскурсии ребята увидели захватывающий процесс  изготовления печатной продукции, узнали много нового из истории книгопечатанья. Учащиеся увидели разнообразные станки на предприятии, заинтересовались их работой, задавали вопросы экскурсоводу, обсуждали увиденное после экскурсии, рассуждали о своей будущей профессии. На память об этой экскурсии каждый ребёнок получил сувенир, изготовленный в типографии.

14 октября 2016 года обучающиеся 9Б и 10Б классов под руководством классных руководителей Корниловой Л.А. и Мелентьевой Н.В. посетили с экскурсией место дислокации ОМОН ГУ МВД России по Пермскому краю в г. Березники. Сергей Колодин, заместитель командира по работе с личным составом, провел обучающихся по территории базы отряда, в актовом зале рассказал о требованиях, предъявляемых к сотруднику ОМОН, продемонстрировал фильм о тренировочных испытаниях бойцов, ответил на вопросы участников экскурсии. Кинолог Вера Таряник представила показательное выступление дрессированной собаки: действия собаки при разминировании объектов (в данном случае - автобуса), выполнение собакой служебных команд. У памятника обучающиеся и педагоги почтили память погибших в военных действиях бойцов ОМОНа.

 

 

Профориентационная  работа с обучающимися

2015-2016 учебный год

Целью  трудового воспитания и профориентационной работы в общеобразовательном учреждении является создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся  в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда, создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Профориентационная работа включает в себя:

-        информирование обучающихся о профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства, пропаганду востребованных на рынке труда профессий;

-        изучение с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств диагностики профессионально важных качеств школьников;

-        коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога, консультации обучающихся по вопросам выбора профессии;

-        организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с профессиями и организацией труда;

-        организация встреч с представителями учебных заведений;

-        посещения учебных заведений СПО и НПО.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). На уровне начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, формируется потребность быть полезными людям. На уровне основного общего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути. Профориентация в 5-10 классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций специалистов, педагогических работников школы, преподавателей учебных заведений, специалистов предприятий. Обучающиеся принимают участие в мероприятии «Ярмарка профессий», которое организуют специалисты ЦЗН г. Березники, посещают экскурсии в учреждениях СПО, НПО.

По результатам диагностики, которую ежегодно проводит педагог-психолог, проводятся консультации, которые позволяют обучающимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора, а также профиля обучения. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них чётко определяются мотивы учебной деятельности.

В 2015-2016 учебном году вопросы профориентации в МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» изучались в рамках курса «Технология», курса для обучающихся «Психология общения».

По итогам 2015-2016 учебного года 100% выпускников МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» поступили в учреждения СПО и НПО. Информация  о трудоустройстве выпускников 10 классов по итогам 2015-2016 года размещена на сайте общеобразовательного учреждения в разделе «Сведения об образовательной организации».

  

Предпрофессиональные пробы

25.04.2016 года обучающиеся 10А и 10Б классов под руководством учителя технологии Корниловой Людмилы Александровны посетили ГБ ПОУ «Березниковский техникум профессиональных технологий», где для них провели экскурсию по образовательному учреждению. Будущие выпускники МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» познакомились с условиями приема в профессиональное учреждение, содержанием профессий техникума, прошли профессиональные пробы по профессиям «Повар, кондитер», «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию», «Продавец, контролер-кассир».

 

    

 

 Экскурсия в строительный техникум

09 февраля 2016 года обучающиеся 10х классов МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» отправились на экскурсию в ГБОУ «Березниковский строительный техникум». Специалисты ГБОУ «БСТ» рассказали ребятам об условиях приёма, познакомили с материально-технической базой и особенностями обучения в техникуме, с перечнем специальностей и профессий, которым можно обучиться в образовательном учреждении. Будущие выпускники посетили мастерские, учебные кабинеты техникума. Экскурсия была очень полезной. Сейчас перед ребятами стоит сложная задача – определиться с выбором профессии. Пожелаем и удачи!

Ярмарка учебных мест

17 декабря 2015 года обучающиеся 9А класса (кл. руководитель Курмакаева Н.П.), 9Б класса (кл. руководитель Корнилова Л.А.), 10А класса (кл. руководитель Клестова Н.И.) и 10Б класса (кл. руководитель Сарапулова П.В.) приняли участие в мероприятии «Ярмарка учебных мест», которое проходило в  ГБПОУ «Березниковский техникум профессиональных технологий». Учащиеся прошли компьютерное тестирование по профопределению, стали участниками мастер-классов в рамках профи-шоу, познакомились с профессиональной картой Пермского края, а также получили информацию в виде буклетов о профессиональных учебных заведениях г. Березники. Будущие выпускники познакомились  с социальными проектами техникумов в рамках конкурса «Фабрика действий».

     

 

День профориентации

13 октября 2015 года в Пермском крае пройдёт День профориентации «Моя профессиональная карьера». В рамках проведения данного мероприятия, с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении обучающимся, педагогами и специалистами общеобразовательной организации будут проведены следующие мероприятия:

1. групповые и индивидуальные консультации для обучающихся выпускных классов, их родителей (законных представителей);

2. психологическое консультирование обучающихся по выбору профессии;

3. диагностика профессиональных склонностей и способностей обучающихся;

4. ознакомление со справочно-информационной литературой для будущих абитуриентов;

5. информационно-практическое занятие «На пороге взрослой жизни» для обучающихся 10-х классов;

6. участие в мероприятии «День открытых дверей» в ГКУ ЦЗН;

7. экскурсии на промышленные предприятия города.

 

Система трудового воспитания и профориентационной работы в школе в 2015-2016 учебном году

1.    Цель и задачи трудового воспитания и профориентационной работы

Цель: создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся  в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда, создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи:

-         получить  данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;

-         обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

-         повышать уровень информированности обучающихся о различных аспектах мира современных профессий;

-         оказать поддержку некоторым группам школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;

-         выработать гибкую систему кооперации старшей ступени общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.

Педагогическая организация процесса развития и воспитания обучающихся предусматривает усилие многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, внешкольных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных организаций города.

2.    Содержание трудового воспитания

         Содержательную основу трудового воспитания обучающихся составляют следующие виды труда:

-       учебный труд;

-       физический труд;

-       общественно-полезный труд;

-       производительный труд.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряжённым, требует больших волевых усилий, терпения и усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности.

Физический труд предусмотрен учебными программами на уроках технологии в учебных мастерских и на пришкольном участке, а также программами внеурочной деятельности.

Общественно-полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и т.д.), летнюю работу на пришкольном участке во время школьных каникул, работу в школьных трудовых формированиях.

Производительный труд предполагает участие обучающихся в создании материальных или духовных ценностей, социализацию несовершеннолетних.

3.    Содержание профориентационной работы

Профориентационная работа включает в себя:

-       профессиональное просвещение;

-       профессиональную диагностику;

-       профессиональную консультацию;

Профессиональное просвещениеимеет своей целью сообщение обучающимся определённых знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного города, края в рабочих руках.

Профессиональная диагностикаосуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная консультациязаключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультации должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

На уровне начальной школыформируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, формируется потребность быть полезными людям.

На уровне основного общего образованияраскрываются нравственные основы выбора жизненного пути. Профориентация в 5-10 классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций специалистами, педагогическими работниками школы, преподавателями учебных заведений, специалистами предприятий. По результатам диагностики, которую ежегодно проводит педагог-психолог, проводятся консультации, которые позволяют обучпающимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора, а также профиля обучения. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них чётко определяются мотивы учебной деятельности.

Для профессионального самоопределения выпускников на базе образовательного учреждения на протяжении трех лет реализуется ряд мероприятий: консультации педагога-психолога «Психология и выбор профессий», ежегодно обучающиеся принимают активное участие в ярмарке профессий, организуемой Центром занятости населения, посещают экскурсии на базе СПО, НПО, ВУЗами.

Система мероприятий по трудовому воспитанию в 1-4 классах «Мир профессий»

Направление деятельности

Мероприятия

Умственный учебный труд

Освоение образовательных программ.

-классно-урочные занятия /Изучение вопросов профориентации в рамках  курса  «Технология»/

Развитие способностей, возможностей обучающихся

-участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях

Физический учебный труд

Работа в учебных мастерских, работа на пришкольном участке.

-уроки технологии

Общественно-полезный труд

Самообслуживание

-дежурство по классу

-дежурство по школе

-дежурство в столовой

-домашний бытовой труд

Работа на пришкольном участке

-помощь в уборке пришкольной территории, её облагораживание

Производительный труд

Занятия в кружках и клубах по интересам

Творческие объединения участников образовательных отношений.

Мероприятия по трудовому воспитанию

Знакомство с профессиями родителей.

 

- классные часы-встречи

- рассказ о профессии

Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.

 

- беседы о труде

- внеклассные мероприятия

- профориентационные игры

Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.

 

- составление каталога профессий

- профориентационные игры

- классные часы-встречи

 

 

 

 

Система мероприятий по профориентационной работе в 5-10 классах

«Человек – труд - профессия»

Направление деятельности

Мероприятия

Умственный учебный труд

Освоение образовательных программ.

-классно-урочные занятия /Изучение вопросов профориентации в рамках  курса  «Технология»/

Развитие способностей, возможностей обучающихся

-участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях

Физический учебный труд

Работа в учебных мастерских, работа на пришкольном участке.

-уроки технологии

Общественно-полезный труд

Самообслуживание

-дежурство по классу

-дежурство по школе

-дежурство в столовой

-домашний бытовой труд

Общественно-полезная деятельность

-помощь в уборке пришкольной территории, её облагораживание;

-уборка школьных помещений, трудовые и экологические десанты, перемещение мебели и оборудования, уход за растениями, участие в летней трудовой практике, участие в работе школьной трудовой бригады

Производительный труд

Занятия в кружках и клубах по интересам

Творческие объединения участников образовательных отношений.

Мероприятия по профориентации

Профессиональная диагностика

- анкетирование обучающихся

- психологические тренинги

- психологическое тестирование

- профориентационные игры

Профессиональное просвещение

 

-изучение вопросов профориентации в рамках  курса для обучающихся 8-10 классов «Психология общения»

-тематические классные часы

- экскурсии на предприятия и учреждения НПО и СПО

- классные часы-встречи

Профессиональная консультация

-консультационная работа педагога-психолога

-консультационная работа медицинского работника

Формирование профессионального самопознания.

 

 

 

-сотрудничество со специалистами образовательных учреждений, организаций, предприятий, центров.

- психологические тренинги, тестирование

- тематические классные часы

-встречи с ветеранами труда, профессиональные пробы

 

 

 

4.    Результаты

В МБС(К)ОУ «С(К)ОШ Vвида» создаются условия для эффективного обучения и воспитания, оказания комплексной помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи  в освоении основной образовательной программы, воспитания личности, способной адаптироваться  в современном обществе и успешно реализовать свои познавательные и социальные потребности. В образовательном учреждении созданы условия для психолого-педагогической поддержки молодёжи в её профессиональном самоопределении, оказывается помощь в выявлении профессиональных интересов, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Подводя  итоги  профориентационной  работы  в учреждении,   можно  сделать  следующие выводы:

1.     В школе создана и успешно реализуется система работы по профориентации обучающихся.

2.     План профориентационной  работы реализован удовлетворительно.

В организации профориентационной деятельности с обучающимися  используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.

5.    Проблемы и возможные пути их решения при проведении работы по профориентации в школе

Наряду с положительными результатами работы по профориентации, имеются и проблемы в организации данного направления работы:

-       недостаточный уровень мотивации школьников к обучению;

-       несформированность профессиональных интересов у выпускников, деформация профессиональных намерений подрастающего поколения, инфантилизм позиции;

-       у большинства детей с нарушениями речи в связи с недостаточным освоениемспособов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций, не проходит полноценно социальное развитие;

-       увеличивается число обучающихся с отклонениями в здоровье;

-       большинство школьников не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.

-       в работе педагогического коллектива преобладают традиционные подходы к образовательному процессу.

-       низкая мотивация у значительной части родителей (законных представителей) в успешной учёбе детей, нежелание участвовать в соуправлении образовательным процессом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: необходимо активизировать работу по внедрению инноваций в деятельность общеобразовательного учреждения, систематизировать внедрение информационных технологий, совершенствовать методы и приёмы работы  с родителями (законными представителями), развивать  внешние связи общеобразовательного учреждения.

 

Проведение мероприятий по профориентационной работе с обучающимися (2014-2015 уч.г.)

Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии.

Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). На уровне начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, формируется потребность быть полезными людям. На уровне основного общего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути.

В рамках профориентационной работы на базе образовательного учреждения реализуется ряд мероприятий: проводятся тематические классные часы, консультации педагога-психолога «Психология и выбор профессий», вопросы профориентации изучаются в рамках курса «Технология», курса для обучающихся 8-10 классов «Психология общения», ежегодно обучающиеся принимают активное участие в ярмарке профессий, организуемой ЦЗН, посещают экскурсии на базе СПО, НПО. По результатам диагностики, которую ежегодно проводит педагог-психолог, проводятся консультации, которые позволяют обучающимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора, а также профиля обучения. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них чётко определяются мотивы учебной деятельности.

По итогам 2014-2015 учебного года 100% выпускников поступили в учреждения СПО. Информация о трудоустройстве выпускников 9-х классов по итогам 2014-2015 года размещена на сайте общеобразовательного учреждения в разделе «Сведения об образовательной организации. Трудоустройство выпускников».