Дополнительное образование

Внеурочная деятельность и дополнительное образование

в МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» 

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в учреждении  использована оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-         взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

-         организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-         организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-         организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

 Содержание  внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-2-х классов.

 

Направление внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

Количество часов

в год

1.

Коррекционно-развивающее направление

7

231/238

2.

Общекультурное направление

1

33/34

3.

Общеинтеллектуальное направление

1

33/34

4.

Социальное направление

1

33/34

 

Итого

10

330/340

 

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающее направление реализуется через программу коррекционно-логопедической работы.

Программа коррекционной работы обеспечивает выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, осуществление индивидуально-ориеннтированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа коррекционной работы содержит:

-        перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

-        систему комплексного психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;

-        корректировку коррекционных мероприятий

Общекультурное направление

Общекультурное направление реализуется через программу внеурочной деятельности «Творческая мастерская», программу «Уроки творчества».

            Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ОВЗ способностей к ориентировке в пространстве культуры, а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций и формирование у обучающихся умения практически применять эти знания в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.

Общеинтеллектуальное  направление

            Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности реализуется через программу внеурочной деятельности «Хочу всё знать», программу «Вдумчивое чтение».

            Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать.

            Не менее важной задачей является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Курсы внеурочной деятельности общеинтеллектуального спектра направлены на достижение планируемых результатов коррекционной работы с обучающимися, планируемых результатов формирования у обучающихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Социальное направление

Социальное направление реализуется через программу внеурочной деятельности «Школа общения», программа «В стране вежливости».

Социальное направление внеурочной деятельности даёт возможность развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программы курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Направление внеурочной деятельности

Творческое объединение

Класс

Количество часов в год в каждом классе

1.

Духовно-нравственное направление.

«Творческая мастерская»

 

1А, 1Б

33

 

«Уроки творчества»

2А, 2Б

34

 

4.

Общеинтеллектуальное направление

«Хочу всё знать»

1А, 1Б

33

«Вдумчивое чтение»

2А, 2Б

34

5.

Социальное направление

«Школа общения»

1А, 1Б

33

«В стране вежливости»

2А, 2Б

34

 Рабочая программа внеурочной деятельности для 3-4-х классов.

Направления внеурочной деятельности в 3-4 классах реализуются через выполнение следующих программ

Направление внеурочной деятельности

Творческое объединение

Класс

Количество часов в год в каждом классе

1.

Духовно-нравственное направление.

«Истоки»

 

3А, 3Б

68

 

«Я – гражданин России»

4А, 4Б

68

 

2.

Спортивно-оздоровительное направление

«Здоровей-ка»

3А, 3Б

68

«Здоровый класс»

4А, 4Б

68

3.

Общекультурное направление.

«Волшебный карандаш»

3А, 3Б

68

«Художественное творчество»

4А, 4Б

68

4.

Общеинтеллектуальное направление

«Риторика»

3А, 3Б

68

«Занимательная логика и математика»

4А, 4Б

68

5.

Социальное направление

«Школа добрых дел»

3А, 3Б

68

«Мой мир»

4А, 4Б

68

 

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7-х классов

Направления внеурочной деятельности в 5-7 классах реализуются через выполнение следующих программ:

Направление внеурочной деятельности

Творческое объединение

Класс

Руководитель

Количество часов в год в каждом классе

1.

Духовно-нравственное направление.

«Моя малая Родина»

 

5А, 5Б

Попова Р.М.

 

 

34

 

«Наше наследие»

6А,6Б

Пантелеева О.М.

34

«У истоков традиций»

7А, 7Б

Курмакаева Н.П.

34

 

2.

Спортивно-оздоровительное направление

«Здоровое питание»

5А,5Б

Попова Р.М.

34

«Культура здоровья»

6А, 6Б

Голбцева И.Н.

34

«Здоровый образ жизни»

7А, 7Б

Попова Р.М.

34

3.

Общекультурное направление.

Риторика «Искусство слова»

5А, 5Б

Муина О.И.

34

«Книгочей»

6А, 6Б

Голбцева И.Н.

34

«Физика вокруг нас»

7А, 7Б

Сотникова А.М.

34

4.

Общеинтеллектуальное направление

«Математика для любознательных»

5А, 5Б

Сарапулова П.В.

34

«Занимательная математика»

6А, 6Б

Сарапулова П.В.

34

Математический кружок «Квант»

7А, 7Б

Меркурьева Т.Ф.

34

5.

Социальное направление

«Азбука безопасности»

5А, 5Б

Тарасова В.И.

34

«Радуга творчества»

6А, 6Б

Могилевец Н.Г.

34

«Юные туристы»

7А, 7Б

Могилевец Н.Г.

34

 При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (педагогический коллектив), а также ресурсы дополнительного образования (педагоги дополнительного образования). За счет часов на внеурочные занятия школа реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательную программу школы.

С целью обеспечения максимальной эффективности коррекционно-педагогического процесса в школе создана система дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей.

В 2017-2018 учебном году на базе школы функционируют кружки следующих учреждений дополнительного образования:

-        объединение дополнительного образования культурологической направленности «Карусель» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского (юношеского) туризма и экскурсий" под руководством педагога Н.В. Шабалиной;

-        творческое объединение дополнительного образования  «Зоострана» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» под руководством педагога О.О. Быстрыговой.

 

Реализация программы дополнительного образования

в МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ»

 2016-2017 учебного года

I.Основные направления реализации программы дополнительного образования

Система дополнительного образования обучающихся в МБОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ» располагает возможностями по развитию способностей обучающихся в области художественно-эстетической, физкультурно-спортивной деятельности, а также по оказанию обучающимся социально-педагогической, психологической помощи и поддержки. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Система дополнительного образования в школе включает следующие основные направления: образовательно-развивающее, образовательно-оздоровительное, коррекционное.

По каждому направлению разработаны дополнительные общеобразовательные программы:

- физкультурно-оздоровительная образовательная программа

- художественно-эстетическая образовательная программа

- социально-педагогическая образовательная программа

1.1. Физкультурно-оздоровительная программа

Физкультурно-оздоровительная программа предполагает укрепление и сохранение физического, нравственного, психического здоровья обучающихся и обеспечивает положительную динамику развития, повышение эффективности   учебно-воспитательного процесса. Основные направления реализации программы: медицинское, психолого-педагогическое, социально-педагогическое, образовательное и спортивно-оздоровительное.

Физкультурно-оздоровительная образовательная программа  реализуется через программу воспитательной работы, общешкольную программу формирования здоровьесберегающего процесса в условиях школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Здоровая школа», программу спортивного клуба «Торнадо» (лыжные гонки), программу «БОС – логотерапевтический».

1.2.  Художественно-эстетическая программа

Художественно-эстетическая программа  определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания обучающихся, её основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности. Основная направленность работы по художественно-эстетическому образованию и воспитанию – предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка, формирование творческой личности, что является одной из главных задач работы педагогического коллектива.

Основные виды деятельности в рамках программы:  художественно-прикладное творчество, художественно-эстетическая деятельность.

Виды и уровни реализуемых программ: Программа воспитательной работы, программы кружка технического моделирования «Мастерок», студии дизайна «Отражение», клуба вокального мастерства «Музыкальная гостиная», театральных кружков «Переменка», «Озорные лучики».

1.3. Социально-педагогическая программа

Социально-педагогическая программа обеспечивает сопровождение обучающихся в образовательном процессе и способствует решению образовательных задач. Социально-педагогическая деятельность предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности. В реализации программы участвуют: обучающиеся, классные руководители,  социальный педагог, психолог.

Социально-педагогическая работа с детьми реализуется через программу воспитательной работы, программу коррекционной работы с детьми «группы риска» «Перспектива»; программу школ безопасности «Юные инспекторы дорожного движения», «Дружина юных пожарных», программу отряда правоохранительной направленности, программу кружка «Азбука общения».

II. Программы работы детских творческих объединений духовно-нравственной и учебно-познавательной направленности

С целью улучшения ориентации ребёнка в социуме, раскрытия его способностей, педагогами школы  разработаны программы работы детских творческих объединений духовно-нравственной и учебно-познавательной направленности:программа кружка «Математика и конструирование», программа объединения «История родного края», программа школы проектов «Богатство родного края».

III. Деятельность учреждений дополнительного образования

В 2016-2017 учебном году на базе школы функционирует объединение дополнительного образования культурологической направленности «Карусель» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского (юношеского) туризма и экскурсий" под руководством педагога Н.В. Шабалиной и творческое объединение дополнительного образования  «Зоострана» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» под руководством педагога О.О. Быстрыговой.