Внеурочная деятельность и дополнительное образование

Внеурочная деятельность и дополнительное образование

в МАОУ «Школа №4 для обучающихся с ОВЗ»

2019-2020 учебный год

     Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в учреждении  использована оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-         взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

-         организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-         организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-         организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Содержание  внеурочной деятельности

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1-4-х классов.

 

Направление внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

Количество часов

в год

1.

Коррекционно-развивающее направление

7

231/238

2.

Общекультурное направление

0,5

16/17

3.

Общеинтеллектуальное направление

0,5

17/17

4.

Социальное направление

0,5

16/17

5.

Духовно-нравственное направление

0,5

17/17

6.

Спортивно-оздоровительное направление

1

33/34

 

Итого

10

330/340

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающее направление реализуется через программу коррекционно-логопедической работы.

Программа коррекционной работы обеспечивает выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, осуществление индивидуально-ориеннтированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа коррекционной работы содержит:

-        перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

-        систему комплексного психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;

-        корректировку коррекционных мероприятий

Общекультурное направление

Общекультурное направление реализуется через программу внеурочной деятельности «Творческая мастерская», «Волшебный карандаш», «Школа развития речи».

            Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ОВЗ способностей к ориентировке в пространстве культуры, а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций и формирование у обучающихся умения практически применять эти знания в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.

Общеинтеллектуальное  направление

            Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности реализуется через программы внеурочной деятельности «Хочу всё знать»,  «Математика для любознательных», «За страницами учебника математики».

            Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать.

            Не менее важной задачей является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Курсы внеурочной деятельности общеинтеллектуального спектра направлены на достижение планируемых результатов коррекционной работы с обучающимися, планируемых результатов формирования у обучающихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Социальное направление

            Социальное направление реализуется через программы внеурочной деятельности «Школа общения»,  «В стране вежливости», «Азбука безопасности», «Физика в моей будущей профессии».

Социальное направление внеурочной деятельности даёт возможность развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программы курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Духовно нравственное направление

Духовно нравственное направление реализуется через программы внеурочной деятельности «Родничок», «Юный краевед», «Мир профессий», «Твой выбор».

 Духовно-нравственное развитие гражданина России- это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок

Спортивно-оздоровительное направление

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через программы внеурочной деятельности «Здоровей-ка», «Разговор о правильном питании», «Быть здоровым – здорово!».

Спортивно-оздоровительное направления во внеурочной деятельности в начальных классах - это формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальных классов, что является одной из приоритетных целей. Приобретаемые, на внеурочных занятиях по спортивно-оздоровительному направлению, знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до занятий, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1-4-х классов

Направление внеурочной деятельности

Название

Класс

Количество часов в год в каждом классе

1.

Общекультурное

«Творческая мастерская»

1А, 1Б, 2А, 2Б

16/17

«Волшебный карандаш»

3А, 3Б, 4А, 4Б, 4В

17

2.

Общеинтеллектуальное направление

«Хочу всё знать»

1А, 1Б, 2А, 2Б

16/17

«Вдумчивое чтение»

3А, 3Б, 4А, 4Б, 4В

17

3.

Социальное направление

«Школа общения»

1А, 1Б, 2А, 2Б

16/17

«В стране вежливости»

3А, 3Б, 4А, 4Б, 4В

17

4.

Духовно-нравственное направление

«Родничок»

1А, 1Б, 2А, 2Б

16/17

«Юный краевед»

3А, 3Б, 4А, 4Б, 4В

17

 

5.

Спортивно-оздоровительное направление

«Здоровей-ка»

1А, 1Б, 2А, 2Б

16/17

«Разговор о правильном питании»

3А, 3Б, 4А, 4Б, 4В

17

Рабочие программы внеурочной деятельности для 5-9-х классов

Направления внеурочной деятельности в 5-9 классах реализуются через выполнение следующих программ:

Направление внеурочной деятельности

Творческое объединение

Класс

Количество часов в год в каждом классе

1.

Духовно-нравственное направление.

«Мир профессий»

5А, 5Б, 6А,6Б

34

«Твой выбор»

7А, 7Б, 8А, 8Б. 9А, 9Б

34

2.

Социальное направление

«Азбука безопасности»

5А, 5Б, 6А, 6Б

34

«Физика в моей будущей профессии»

7А, 7Б, 8А, 8Б,  9А, 9Б

34

3.

Общеинтеллектуальное направление

«Математика для любознательных»

5А, 5Б, 6А, 6Б

34

«За страницами учебника математики»

7А, 7Б, 8А, 8Б,  9А, 9Б

34

4.

Общекультурное направление.

«Школа развития речи»

5А, 5Б, 6А, 6Б, 7А, 7Б, 8А, 8Б,  9А, 9Б

34

5.

Спортивно-оздоровительное направление

«Быть здоровым – здОрово!»

5А, 5Б, 6А, 6Б, 7А, 7Б, 8А, 8Б,  9А, 9Б

34

             
     При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (педагогический коллектив). За счет часов на внеурочные занятия школа реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательную программу школы.

      С целью обеспечения максимальной эффективности коррекционно-педагогического процесса в школе создана система дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей.

В 2019-2020 учебном году на базе школы функционируют кружки следующих учреждений дополнительного образования:

-        объединение дополнительного образования «Творческое конструирование» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского (юношеского) туризма и экскурсий" под руководством педагога О.Н. Шевченко;

-        объединение дополнительного образования «Моё Верхнекамье» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского (юношеского) туризма и экскурсий" под руководством педагога С.А. Семериковой;

-        творческое объединение дополнительного образования  «Зоострана» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» под руководством педагога О.О. Быстрыговой;

-        творческое объединение дополнительного образования  «Экодизайн» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» под руководством педагога О.А. Падериной.